Для каждого христианина Христос – Хлеб жизни. Человек не может существовать без пищи, поэтому в первую очередь в молитве «Отче наш» мы просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». С ним у нас будут силы творить добрые дела, помогать нуждающимся, посещать храм Божий. Вместе с тем нужно помнить, что человек помимо тела имеет душу и дух, которые не могут существовать без молитвы и благодати Божьей. Именно все эти три составляющие должны наполняться, чтобы человек жил, получал не только телесное, но и духовное развитие.
Если говорить именно о хлебе, то к нему нужно относиться так же благоговейно, как и к любой просфорочке или артосу. Русский человек всегда рос на земле и знал, каким непростым путем достаётся хлеб, поэтому всегда был к нему уважительным. И сейчас мы знаем, что нельзя хлеб выбрасывать и бросать птицам там, где он может быть попран ногами человека.
Неслучайно хлеб всегда есть, был и будет «всему головой». Есть даже такое стихотворение: "Ты запомни сынок золотые слова: «Хлеб всему голова - Хлеб - всему го-ло-ва". Ведь если посмотреть на него с евангельской точки зрения, то именно хлебом первый раз искушает Христа дьявол. Всё потому, что хлеб всегда считался вопросом материальных благ. Как говорит протоиерей Андрей Ткачёв: "Нас даже учили, что делать расчет народного богатства лучше всего по расчету количества хлеба и зерна на душу населения. Поэтому-то его и называют "Царем еды". Ведь когда ты хочешь благословить всю еду, ты можешь благословить только хлеб".
Но вместе с тем, как бы не предлагал лукавый голодающему Иисусу Христу, как не подступал к Нему с предложением "превратить камни в хлеб", Сын Божий отклоняет его, отвечая словами из Старого Завета: «Ни хлебом одним будет жить человек, но всяким Словом исходящим из уст Божьих».
Это еще раз напоминает нам и доказывает, что в человеке двоякая, двуединая природа: смертное тело и бессмертная душа. С одной стороны, по плоти ему необходима пища от земли, злаки, соответствующие природе человека, но с другой, у него присутствует еще дыхание Божие. Он - образ Божий, а образ Божий прахом не питается.
Поэтому мы должны питать, свое смертное тело мёртвой пищей (а ведь всё, что мы срываем, или варим, таким и становится), а душу, которая не умирает, живет вечно, питать словом Божьим. Ведь все мы надеемся, что и духом воскреснем, и телом.
Наталия Стрюкова
воскресная школа им.св.вел.кн. Ольги Николаевны при храме свт. Иоанна Златоустого