ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

Каждая Воскресная школа имеет свои начинания, пути развития, становление.
Время от создания школы до сегодняшнего дня можно разделить на четыре этапа:
1 этап - становления (длительность -3-6 лет) - вовлечение в совместную деятельность всех педагогов и учащихся;
2 этап - стабильного развития - отработка и закрепление достигнутого. Создание базы для дальнейшего развития;
3 этап - завершающий - окончательное оформление системы и упорядочение;
4 этап - обновления - поиск нового, стремление к инновациям.

1 этап еще можно назвать как «Знания - основа жизни».
«Познай себя самого, из чего и каким сотворен ты, и чрез сие удобно достигнешь красоты Первообраза», - свт. Григорий Богослов.
Старт школы был дан в юбилейном году 2000 летия Рождества Христова. Хотя, задумки такого начинания планировались с момента освящения нового храма св. Иоанна Златоустого. Была организована одна детская группа младших школьников для изучения «Азов Православия». Занимались по воскресным дням после Божественной Литургии. Через год появилась острая необходимость открыть еще одну младшую группу, время занятий которой определилось - с начала вечернего Богослужения по субботам.
На 1 зтапе стояла задача насытить учащихся знаниями о православии через уроки и практические занятия.
В то время еще остро чувствовался голод духовный, связанный с нехваткой православной литературы, тем более, детской. Приходилось ежегодно ездить в Москву на Международные Рождественские Чтения, чтобы в течение нескольких лет приобрести все то, без чего невозможен педагогический процесс - прежде всего знания, книги, аудио и видео кассеты, наглядность православной направленности, сценарии праздников, мелочи красоты церковной. Методическая копилка обогащалась постепенно. Многое творили сами дети. И не потому, что добросовестно относились к домашним заданиям, а потому, что выполнение таковых являлось делом семейной чести и добросовестности. До сих пор можно увидеть рисунки, книжечки, поделки, еделанные любящими материнскими руками, подписанные именами своих детей. Через детей обретались знания у взрослых.
На зтом зтапе сформировалась четкая Программа обучения, рассчитанная на 5 лет. Каждый год был определен темой года: «Азы Православия», «Евангелие в нашей жизни», «История Ветхого Завета», «Иконопись» и «Богослужение», «Агиография» и «История Церкви».
Занятия проходили в трапезной храма, было тесно, но очень хорошо.
Зтот зтап ознаменовался вхождением и службой наших дорогих мальчишек в Святая Святых храма - в алтаре. Здесь, у престола Божьего они под руководством священства проходят школу жизни, укрепляясь в вере, надежде, любви и мудрости.

2 этап - стабильного развития - деятельный.
«Учить - зто небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять - большие камни на колокольню таскать» - Преп. Амвросий Оптинский.
Переходом ко второму зтапу можно считать время начала творческой деятельности. Постепенно стали организовываться сначала детские выступления на приходе. После стало традицией делиться радостью праздников в Симферополе на конкурсах и выступлениях, посвященных Рожеству Христову и Светлому Христову Воскресению. Отрадно было видеть, что вместе с детьми всегда было старшее поколение - народный хор - замечательный коллектив наших бабушек, молитвенников и благодарных зрителей. Старые и малые - и в паломнических поездках, и в учебе, и в отдыхе, и в труде, и в молитве.
Обязательным ознаменованием каждого праздника было приготовление всеми учащимися школы нехитрых подарков всем прихожанам храма. Зто своеобразные открытки, закладки, помянники, именинные календари, просто изречения святых отцов, написанные детскими руками. Такая альтернатива детским подаркам - сладостям или игрушкам, которые вошли в привычку у наших чад, воспитывает у них чувство долга перед старшим поколением. Умение отдавать, дарить, радовать других своими маленькими поделками и рисунками - вот то, на что способны младенцы сейчас, но кто знает, может, зти заботливые руки смогут в будущем дарить заботу и ласку, не прося взамен ничего.
Теперь традиция делать подарки от детей прихожанам переросла в приходскую традицию отмечать праздничные даты цветами каждому имениннику, которого поздравляет священник с амвона во всеуслышание. Это торжественно и в то же время ответственно. Воистину дети невольно подали пример священству.
Интересен факт настенной приходской газеты. Сначала ее выпускали народний хор, батюшка, потом школа взяла на себя такую ответственность, а сейчас многие прихожане испытнвают потребность поделиться своими мислями и выпускают лично-семейные газети: «Паломнический дневник», «Южик», «Как-то осенью в...», «По святым дорогам Крыма», «Духовные зарисовки».

3 этап - завершающий - окончательное оформление системы и упорядочение, сотрудничество школы, семьи и прихода.
«Праздник без духовной радости, без сердечного в нем участия, без внутреннего чувства есть тело без души». - говорил сет. Филарет, митрополит Московский.
С 2005 года в школе появился новый вид деятельности - проведение благотворительннх базаров. Они начались с 1-го Рождественского базара. Потом последовал Масленичный, Пасхальный. Зто своеобразный опыт приобщения к открытым народным играм и гуляниям, которые устраивались на Руси, в дореволюционной России. Музыка, детские выступления, шутки, красочное оформление церковного двора - все это создавалось не сразу. Готовились заранее - проводились репетиции, рисовались декорации, давались рекламы по радио и в газетах. Для продажи собирались сувениры, вещи, книги, т. е. все то, что оказывается лишним дома, а в других семьях находит применение. Особое место занимали ярмарочные столы с настояними, пышущими жаром самоварами, пирогами, ватрушками, бубликами, кренделями, пирожными и тортами. Все сладости выпекались заботливыми руками мам и бабушек. Средства, вырученные на первом базаре, пошли на приобретение Рождественских подарков для стариков-инвалидов в Бахчисарайском интернате. Дети лично поздравили немощных, оставленных на попечение государства, больных, выступили перед ними с постановкой, колядками, стихами. И, кто знает, кому была важнее эта встреча детства и старости, здоровья и немощи, надежд и разочарований? И как после видения дряхлой оставленной старости наши дети будут смотреть на своих родных убеленных сединами родственников?
За благотворительными базарами последовал новый праздник - Православной семьи. Самой подходящей датой оказался день, в который празднуют все свои именины - День всех святых. Лето, теплота, солнце, зелень - все зто располагает к уличным играм и гуляниям. На церковном дворе разворачиваются шуточные соревнования, семейные эстафеты, забавные аттракционы. И все это для утверждения мира, согласия, любви, как в большой семье прихода, так и в каждой маленькой православной семье в отдельности.
Цель уличных праздников - это обьединение прихода вокруг какого-либо мероприятия в общей любви, в коллективном труде, в милосердии, в радости Христовой любви.
Интересна традиция проведення в Рождественский и Великий посты детской общей исповеди. Протоиерей Владислав проводит сначала поучительную беседу в храме, а после этого отроки и отроковицы становясь в очередь, понурив головы, мучительно вспоминают, что же они натворили за последнее время. На таких детских исповедях многое узнают даже родители, приведшие своих чад. А детям особенно приятно, что в храме только учащиеся Воскресной школы и только им уделяется драгоценное время священника, которое дети привыкли беречь с детства.
«Хочешь узнать человека - поезжай с ним в отпуск», гласит народная мудрость. Наши «отпуска» проходят в походах и детских лагерях. Начало этому положил наш учредитель Воскресной школы протоиерей Владислав Шмидт. Благодаря старанням этого человека дети обошли почти весь юго-западный Крым. Участвовали в скаутских лагерях на Су-Учхане и акциях «Лес SOS». Божественные литургии на рассвете солнца, освящение источников, установление крестов в горах Крыма, молебны и панихиды на лесных и горных тропах, разве зто не оставит неизгладимое впечатление красоты Православия на всю жизнь у наших детей? Разве они посмеют написать скверные слова на стенах разрушенных средневековых монастырей? Разве позволят себе осквернить святыни Православия? Думаєм, что нет.
«Человеческие удобства, превзойдя всякне границы, превратились в неудобства. Умножилось число машин, умножились и заботы, и из человека зто сделало машину. Теперь машины и железо командуют человеком, а позтому и людские сердца стали железными», - старец Паисий Афонский.
Из опыта проведення походов, из православного аскетического образа жизни, из потребности современного общества возникла так называемая «Школа выживания». Это выживание в полном смысле слова, главным условием которого укрепить веру в Бога и любовь к ближнему. Создание зкстремальных ситуаций, борьба со стихией, преодоление трудностей, интересные встречи, посещение воинской, пожарной частей, создание и решение проблемных ситуаций - все зто и єсть становление личности.
Благодаря вышеперечисленным мероприятиям возникло сотрудничество с Воскресной школой Крестовоздвиженского храма в Ливадии, с ЧОСШ 1 ступени, с Воскресной школой Святоникольского храма в Массандре. Нас объединяют не только общие дела, но, прежде всего, - общие небесные молитвенники - Царские мученики. Наша школа носит имя старшей дочери царя - страстотерпца Николая Ольги, частная школа - цесаревича Алексия. Крестовоздвиженская Воскресная школа особо почитает всю царскую семью. Будем надеяться, что Господь даст имена всех детей царской семьи Воскресным школам Ялты.

4 зтап - обновления - поиск нового, стремление к инновациям
«Бога имей началом и концом всякого дела», - учил свт. Григорий Богослов».
Сентябрь 2006 года ознаменовал 4 этап развития нашей Воскресной школы. Широко открылись двери новой школы. Появилась возможность привлекать детей не только из прихода. Сюда пришли дети из соседних дворов, детских садов, общеобразовательных, музыкальной, художественной и воскресных школ. Потянулись сюда студенты и взрослые люди. Школа стала приобретать некоторый статус координационного центра в обществе православных граждан Ялты. Ведь взаимодействие всех направлений православной жизни в области педагогической, медицинской, паломнической, информационной, миссионерской, военной, социальной, научной, литературной, исторической, даже спортивной деятельности необходимо для сохранения и расширения православия на нашей древней земле.
Деятельность школы расширилась в геометрической прогрессии. Вместе с существовавшим уже 6 лет Богословским курсом, детским клиросным пением, кружком вышивки, «Школой выживания» были созданы:

  1. Воскресные беседы для взрослых;
  2. Церковно-славянский язык;
  3. Духовное пение;
  4. Классы живописи и декоративно-прикладного искусства;
  5. Студия флористики;
  6. Кружок кройки и шитья;
  7. Школа раннего развития для детей младшего возраста;
  8. Секция психологической подготовки детей к школе;
  9. Класс фортепиано;
  10. Кружки немецкого и английского языков.

С 2007 года появилась уникальная возможность работы в детском театральном искусстве. Изюминкой юбилейных празднований, посвященных 170 летию храма св. Иоанна Златоуста, бьл спектакль «Царство мира», поставленный силами старших школьников. Постигая искусство познания классического бального танца на еженедельных уроках хореографии, дети готовятся к балу, посвященному династическому совершеннолетию великой княжны Ольги Николаевны. В этот день 16 ноября школа отмечает свой день рождения.
Отрадно отметить, что Воскресная школа становиться базой для прохождения практики студентов. На базе нашей школы апробировали свои знання, умения, навыки студенты Свято-Тихоновского Московского богословского университета, Крымского гуманитарного университета. До сих пор мы с любовью и благодарностью пользуемся графическими наработками студентки  КГУ факультета графического дизайна Кириленко Марии. А стены фойе украшают изумительные фотоработы студентки КГУ факультета изобразительного искусства Марии Шаульской.
Это 4-й зтап нашей жизни во Христе. Но молитвенно будем надеяться, что в нашей школе будут и 5, и 10, и 20 зтап. Но зто дело будущего и, прежде всего, промысла Божьего в устроении наших душ, в спасений и снискания Царствия Божия. Чего и вам, дорогие братья и сестры, соборно желаем.


Назад к списку