(2022 год) ЛЮБОВЬ К ЖИВОМУ (Протоиерей Владислав Шмидт 17.11.2022 г.)

На чём основана наша уверенность в том, что Христос любил животных?
Тот, Кто сказал: «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Воззрите на крины сельные …».
Иисус сравнивает себя с виноградной лозой. А мы все – Его гроздья. Интересно, а животные, растения и вся прочая органика и неорганика тоже привита к Нему, как усики (у винограда они есть), как листва? Он об этом не сказал, но те тонкие чувства, проникновенные интонации, на которые переходит Господь, когда говорит об окружающем Его мире живых существ, свидетельствуют о Его трепетном и нежном внимании к этой стихии. «Лиси язвины имут и птицы небесные гнезда, Сын же Человеческий не имеет где главы подклонити». Жалея бедного Лазаря, Он упоминает о собаках, которые одни только оказали бедняку вспоможение: «и псы, приходя, лизали струпья его». Мы живём и думаем, что всё в этом мире должно служить нам, обеспечивать нас, создавать нашу безопасность и комфорт. И в это число входят весь ряд простейших, насекомых, в море плавающих и по небу летающих существ, а мы пользуемся тем фоном и фондом, которые они для нас собой создают, отбираем и присваиваем продукты их труда и деятельности, и замыкаем так называемую «пищевую цепь», когда поедаем некоторых из них. Мы и от Бога требуем служить себе, себе и своим родным. Служить и во всём угождать. Безумные вообще.

А Царствие Небесное – это собственно о чём? О загробном, о заупокойном? Неужели? Почему тогда Господь говорит: «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то»?
А ещё: «подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».
И ещё: «Подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя на поле своем…»
И ещё: «Подобно Царствие Божие тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе…»
И ещё: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода…».
А ещё: «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил её».

Это Царство истинных ценностей и хранителями его выступают вот эти «братья наши меньшие». Тогда почему считают, что смертная душа зверушек не узрит Божественной славы? Писание не даёт прямого ответа на вопрос об их посмертной участи. Добрый апостол Павел в послании к Римлянам пишет: ​
«ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами… ( 8 гл. 19-23). Не означает ли это, что наше духовно-нравственное состояние напрямую определяет состояние всего мироздания? Доброта, благородство, терпение, достоинство, уважение и милосердие – разве не этого жаждет наше сердце? А если не так, - воззрите на птицы небесные, на собак и котов, на в море плавающих и под землёй живущих. В их нраве много того, чего не хватает нам: терпения, милости, жертвенности, чистоты.


Старец Герасим Иорданский (V век) извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым в монастыре. А когда старец умер и монахи привели льва на могилку святого, зверь громко взревел и тут же скончался…

В народе говорят : «делай добро всякому животному и он тебе воздаст, человек не вымолит, а зверь вымолит». В 1958 году исследователи из Японии вынуждены были срочно покинуть одну из полярных зимовок. Собак вывезти не смогли, пришлось оставить их там. В том, что собаки погибнут, сомнений не было. Но когда через год исследователи снова вернулись, как же они были удивлены и обрадованы, когда их встретили собаки. Они прожили год, питаясь одними грызунами, и никто не знает, что они чувствовали и пережили, когда их бросили те, кого они любили. Но когда люди вернулись, души животных ликовали. Собаки простили их.

Конечно, любовь к животным должна быть определена степенью иерархии, согласно с которой Бог расположил появление тварей во вселенной. Потому и Глинский старец святой преподобный Серафим Романцов (+1976) так дополнил известную фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен, кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». Будем же памятовать и об этом.

Любящее сердце хранит в себе образ всего, что вызывает его привязанность, благодарность, ликование, что приводит весь наш организм в состояние трепетной жалости ко всему Божию творению. И, возможно, уходя из этого мира в вечность, каждый из нас несёт в бессмертное бытие сущность тех малых тварей, что жили с нами и учили нас, в числе прочих, быть настоящими людьми.
Возможно так, только вместе с нами, они после смерти попадают в рай. Подумайте, какая же это ответственность, какая высокая миссия. А мы попасть в рай сможем, только стяжав благодать Святого Духа, которая посылается Богом человеку, ведущему духовную брань со своими грехами. Так, как это делали святые и монахи, молитвенники за весь мир. Послушаем же их:

святитель Иоанн Златоуст ( IV век): «Как тварь сделалась тленной, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему».

преподобный Исаак Сирин (VII век): «Животные обоняют запах рая и идут к святым».

преподобный Симеон Новый Богослов ( XI век) говорит, что люди в грехопадении пали ниже животных, а животные по существу остались на этом райском уровне. Поэтому у нас есть чему у них поучиться: терпению, незлобивости, простоте, открытости и доверчивости.

преподобный Паисий Святогорец (ХХ век) : «Любовь все меняет! Змея. Казалось бы, холодное создание, чего от нее ждать? Всю зиму лежит, свернувшись калачиком, под камнем, чуть выглянет солнце, вылезает она на поверхность, чтобы немножко согреться, а ей тут же готовы размозжить голову. Тебе бы понравилось такое обращение? Я проявил к одной змее любовь, и она стала со мной дружить. Да-да, правда. Сам не ожидал».

преподобный Силуан Афонский (ХХ век) : «Один раз без нужды я убил муху, и она бедная ползла по земле больная, и трое суток я плакал за свою жестокость к твари, и до сих пор все помню этот случай».
В 2015 году наш Патриарх и епископы приняли решение о том, чтобы в храмах совершалось особое молебное пение о сохранении творения Божия, который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября и по необходимости в любое время года.
 
Протоиерей Владислав Шмидт
17 ноября 2022 г.

Назад к списку